» Главная » Кресты 3 Рейха » Железный крест 1-го класса

Железный крест 1-го класса

Железный крест 1-го классаИстория ордена

Железный крест 1-го класса был учрежден 10 марта 1813. Эта дата — очередная годовщина со дня появления на свет королевы Пруссии Луизы Мекленбург-Штрелиц, которую называют вдохновительницей Освободительного движения в стране. В её честь Фридрих Вильгельм III своими руками разработал внешний вид награды. Она обрела огромную популярной, поскольку оказалась единственной в Старом свете, которую давали особо отличившимся воинам любого происхождения, сословия или звания.

В 1939 году в день начала Второй Мировой войны Адольф Гитлер решил вернуть символ, снискавший такую известь. На вновь появившемся армейском аксессуаре фюрер захотел изменить дизайн, убрал устаревшие украшения, такие как корона, дубовые листья и инициалы правителя. Железный крест 1-го класса Третьего рейха представлял композицию из нескольких элементов, соединенных друг с другом. Основа — из химически обработанного или покрашенного в черный цвет железа. Для тех, кто постоянно пребывал во влажном условиях брали латунь. Окантовку выполняли из серебра, сначала высокой пробы, потом худших сортов, а ближе к завершению военных действий — вообще из цинка. На изделии изображена небольшая рельефная свастика, от которой по разным направлениям расходятся лучи, радиусом 22 миллиметра. На линии, направленной вниз, обозначен год восстановления награды. На обратной стороне красовалась дата введения его предшественника, а также ставилась эмблема фирмы-изготовителя.

Булавка, толщиной 1,5 мм, состояла из латуни, покрытой тонким слоем серебра, или стали. Как правило, в центре она была чуть шире и сужалась к острию.


 

Что требовалось для получения Железного креста 1-го класса

Железный крест 1914 г. 1-го класса с пристежкой

Железный крест 1914 г. 1-го класса с пристежкой

Такую регалию вручали участникам сухопутных войск за успешное исполнение не менее трех поручений, отличающихся особой сложностью, а также за показанную доблесть и смелость при атаке. Также, должное отдавали грамотным руководителям войск.

Это поощрение доставалось представителям вермахта, подразделений СС и нацистских политических объединений, но только тем, кому уже была вручена схожая отметка, но второго ранга или пристежка, такого же уровня.
Те же условия применялись и к командному составу люфтваффе, однако, помимо прочего, пилотам было необходимо набрать пять очков. Сбитый самолет с одним двигателем оценивался в один бал, с двумя – пара, а за уничтожение четырехмоторного – три. Если технику удалось ликвидировать при ночных боях, то число пунктов умножалось вдвое. Если добили поврежденный — то только половина суммы.

Бомбардировщикам необходимо сделать 25 полетов по заданию, а после 43-го года и того больше — все 40.
В Кригсмарине у морских командиров открывалось две возможности заработать Железный крест 1-го класса, в обоих вариантах обязательно наличие низшей степени креста или пристежки такого же уровня, а потом, получить другую оценку за потопленное судно, водоизмещением превышающим 50 тысяч тон, либо выполнить определенное количество сложных задач, а также, проявить себя в качестве смелого и отважного бойца.

Изначально он вводился для стимулирования храбрецов непосредственно перед лицом врага, на передовой, но потом стал доступен военизированным и полувоенным организациям. Среди тех, кто, также, претендовал — сотрудники полиции, пожарные, железнодорожники, гитлерюгенд и другие.

Планка Железного креста 1-го класса Планка Железного креста 1-го класса 1813-1913

Планка Железного креста 1-го класса 1813-1913

Планка Железного креста 1-го класса EK I 1914, с 1939

Планка Железного креста 1-го класса EK I 1914, с 1939

Планка Железного креста 1-го класса EK I 1914-1939

Планка Железного креста 1-го класса EK I 1914-1939

Планка Железного креста 1-го класса EK I 1939-1945

Планка Железного креста 1-го класса EK I 1939-1945

 

Интересные детали о награждениях Железным крестом 1-го класса

Наградной Документ железным крестом 1-го класса

Наградной документ железным крестом 1-го класса

Факты свидетельствуют, о том, что за подобные заслуги к награде представили даже пару представительниц прекрасного пола. Одна из них, Ханна Рейч была пилотом-инструктором. Ей принадлежит не одно высшее европейское достижение в области авиации. В 1941-ом немку наградили EKII, а через полтора года — EKI. В 1944-ом году женщина завершила обучение на ракетном истребителе Ме-163, однако, совершать боевые вылеты на нем ей так и не довелось. Геринг личным приказом отстранил ее от полетов в последний момент. Скончалась рекордсменка в 1979 г.

Железный крест 1-го класса могли получить граждане не только Германии, но и других государств, оказавшие большое содействие фашистской армии в проведении военных действий.

Тем не менее, описанный экспонат существенно более редкий, чем аналогичный более низкого ранга.

Всего эти регалии заслужили, по неуточненным сведениям, порядка 300 или почти 600 лиц, учитывая обладающих пристежкой к этому ордену.
Шпанга выглядела очень похожей на крест 2-го ранга, различия были лишь в размахе крыльев орла, который в этом случае достигал 44 мм. Её получали люди, прежде награжденные крестом за 1-ую или 2-ую мировые войны и, как правило, прикрепляли на грудь чуть выше самой награды 1914 г.

 

Особенности ношения Железного креста 1-го класса

Кавалер креста майор Рихард Хайдрих

Кавалер креста майор Рихард Хайдрих

Солдаты, получившие такой знак отличия, чаще всего, приобретали официальный дубликат, и носили именно его, тем временем, оригинал хранили в целости и невредимости в надежном месте.

Его положено пристегивать булавкой, однако, многие закрепляли копию ордена при помощи других приспособлений, так как для участия в сражениях, нужно было прочно закрепить все ценности. Для этих целей использовали шести миллиметровый винт с резьбой на конце и подходящую гайку. Иногда встречались закрутки, похожие на раковины, а также в виде вогнутого диска с отверстием в центре.

 

Разновидности изображения

Встречаются, также, и несколько иные способы изготовления символа. Например, выпуклый. Их было выпушено лишь ограниченное количество, так как Президентская канцелярия, следившая за соблюдением стандартов производства орденов, вывела данный экземпляр из обращения.
«Schinckelform» представляли собой фрагменты обработанного Имперского Прусского Креста, а потому немного отличались по форме, лучи уже и на них сделаны заметные изгибы, кроме того, они больше в размере — выше и шире на 1,5 мм. Существуют версии, что их производили в Берлине компании «CE Juncker» и «Godet und Sohn». Даже их крепления к одежде были необычными.

В некоторых вариантах, среди выбитых цифр тройка имеет более округлые очертания. Данные экземпляры лежали в специальных боксах, отделанных черной кожей. На крышке футляра изнутри располагался белоснежный атлас, а сам крест был окружен бархатом.Он фиксировался на кителе широкой застежкой.

Подобные атрибуты изготавливались в Австрии, Испании и Японии, а вручали их тем частям, что были дислоцированы в указанных государствах. Применялся целый набор составляющих и техник производства, но их качество оставляло желать лучшего, в отличие от германских эталонов. Японских образцов появилось очень мало, зато испанские продолжали поставлять даже поражения фашистов в ВОВ, так как там данная символика не попала под запрет, как на большинстве остальных территорий.

Knight's_Cross_of_the_Iron_Cross_First_Class

Рубрика: Кресты 3 Рейха

Комментарии закрыты.